Почему ребенок бросает музыкальную школу

Родительская страничка - Родительская страничка

 

Кому будет интересна тема? Учителям музыкальных школ и школ искусств, а так же всем педагогам дополнительного образования, т.к обсуждаемые причины можно приложить к любым занятиям вне школы, и, конечно же, родителям, чьи дети учатся или собираются учиться в музыкальной школе.

Итак, почему ребенок бросает музыкальную школу?

1. Потому что сложно. 
Конечно! И к этому надо готовить ребенка с самого начала. Учеба в музыкальной школе требует терпения, усидчивости, старания. Это экзамены, технические, зачеты и иногда нужно просто "высидеть" за инструментом, чтобы был результат. 

2. Родительская установка - "не хочешь - не ходи" или обратная "начал - будешь ходить до конца!" 
Если начинать учебу с таких установок, то вероятность отказа от занятий резко возрастает. 
"Не хочешь - не ходи". Как будет учиться ребенок с такой установкой? Конечно же, спустя рукава. Он же может бросить в любой момент. Если, конечно, не появится "тот самый" учитель (о котором я скажу ниже). Иначе, риск того, что перевесит п. 3 увеличивается. Даже если к учению есть все зададки.
"Начал - ходи до конца!" -  эта установка сразу говорит ребенку, что выбора у него нет. Она может вызвать сопротивление, и вылиться в протест в виде "скатывания" в учебе, пропусках занятий. 


3. Потому что это забирает время от более увлекательных занятий (интернет, друзья и проч). 
Это корень всех зол!) Каждый, кто был ребенком и ходил на дополнительные занятия поддавался этому соблазну. Но! Всегда есть дети, которые могут себя организовать и продолжать, а есть те, кто даже не пытается или пытается слабо. Почему? Тут много факторов, но в основном из семьи: стиль воспитания, отношения с родителями.

4. Потому что не лежит душа. 
Этот пункт можно вычеркнуть только тогда, когда ребенок прилежно и ответственно проучился все время, но так и не "разгорелась искра". Такое тоже случается. Но большинство детей бросает тогда, когда только начинается основная работа. Поэтому достоверно узнать: бросили они потому что поленились или потому что "не лежит душа" просто не удается.

5. Потому что ребенок перегружен и устает. 
Часто, из благих побуждений о всестороннем развитии, ребенка отдают сразу на несколько направлений дополнительных занятий: музыкальная школа, хореография, рисование, спорт или моделирование... В период начальной школы большинство детей с нагрузкой справляются, но уже после пятого класса многим приходится выбирать и оставлять что-то одно. Всегда есть дети, которые успевают все и делают это успешно. Но их, к сожалению, не большинство.
Мне здесь хочется добавить, что отдавая ребенка в музыкальную школу надо изначально понимать, что это не кружок. Это школа. Будут разные предметы, будут дневники и контроль знаний, будет свидетельство об окончании. Так что, совмещать можно, но приоритеты расставить с первого дня зачисления.

Отдельно хочется сказать про фактор стиля преподавания. Сталкиваясь с трудностями, ребенок еще не имеет внутренней мотивации, тогда учитель должен стать его внешней мотивацией. И талантливые педагоги это могут! Они могут своей личностью так увлечь ребенка, что он будет "высиживать", "выигрывать", "выбирать", пока не раскроется настолько, что музыка станет частью его души и будет мотивировать его на развитие изнутри. Но есть и другие учителя, которые хорошо выполняют свою работу, но... "горят" у них только талантливые дети... Это говорит о том, что нам, учителям, помимо выполнения программы, надо учитывать индивидуальные, личностные особенности учащегося, внедрять творческий компонент в методику преподавания, создавать свой уникальный стиль педагогической деятельности в системе "учитель-ученик".

И еще немного слов родителям. Если ваш ребенок сказал "не хочу", поспешите узнать что за ним стоит. Вспомните себя ребенком: что вы чувствовали, когда не хотелось идти на занятия? По каким настоящим причинам хотели бросить? Очень часто, за детским желание бросить стоит больше, чем просто "не мое". Это может быть строгий преподаватель, которого ребенок откровенно побаивается. Как тут что-то учить, если каждый урок находишься в страхе и стрессе?  А может кто-то сказал, что он хуже остальных и ему не хватает поддержки от значимых взрослых, веры в него? Или у него в принципе низкая самооценка и что бы он ни начинал, все бросает, потому что занимается самоуничижением? Откровенно, без давления, выясните что происходит. Попробуйте выяснить истинные причины. Договаривайтесь с ребенком,а не принуждайте его. В конечном итоге, если договориться не удастся, заставлять и принуждать уж точно не стоит. Это будет мучение для всех.

 В любом случае, любовь к музыке не рождается с первого урока. Любовь к музыке создается в союзе с педагогом, а потом продолжает расти и развиваться в процессе совершенствования навыка. Любовь появляется тогда, когда даришь своему делу часть души, когда механический процесс заучивания превращается в процесс творческий. 

 

Обновлено (23.10.2017 14:43)

 
Интернет ресурсы